Детский музыкальный театр «Олимп»

Руководители ДМТ «Олимп»:

Яхнис Семён Айзикович — директор
Колдакова Ольга Алексеевна — художественный руководитель
Одной из приоритетных задач современного дополнительного образования России — переход на новый качественный уровень. Созданное в структуре российского образования, оно имеет в своем основании признаки неформального образования, несмотря на то, что его базисной основой является регулируемый государством процесс создания возможностей освоения детьми дополнительных образовательных программ. Это обеспечивает его привлекательность для детей и является мощным ресурсом профориентационной работы. Но далеко не все дети, посещающие мастерские, студии и салоны в домах и центрах детского творчества по итогам обучения получают тот багаж знаний и умений, который можно трактовать как основу для дальнейшего выбора профессии. Следовательно, в центрах дополнительного образования детей и молодежи возникает необходимость создания принципиально новой функциональной модели деятельности, базирующейся на принципе полноты и комплексности образования. Последнее означает, что качественное дополнительное профильное образование позволяет создать образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития и профессиональной подготовки каждого ребенка.
Наряду с тем, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дополнительное образование призвано способствовать поиску педагогами и детьми нравственных и духовных образцов, выработке ребенком на этой основе собственных ценностей и норм, того, что в основе своей составляет, в том числе, и художественную культуру личности. Данная проблема, благодаря влиянию средств массовой информации (телевидение, радио, интернет и т.д.) приняла угрожающие размеры. Через каналы СМИ транслируется не всегда качественные примеры современной исполнительской культуры, что формирует искаженное представление о культурных образцах, создает иллюзию успешности проектов и исполнителей, демонстрирующих низкопробные псевдо художественные произведения как пример музыкальной и исполнительской культуры. Выявление и продвижение талантливой молодежи является одним из приоритетных направлений в области образования современной России, но на практике не везде созданы соответствующие условия для организации качественного процесса, включающего в себя целенаправленное обучение и воспитание юных дарований, создание условий для раскрытия талантов.
К числу злободневных проблем воспитания современных подростков можно отнести, согласно многочисленным исследованиям, их эгоцентрированность, приоритет личностно значимых целей над социально значимыми. Вся история искусства являет пример социальной позиции творцов. Кроме того, к числу значимых социальных ценностей относится умение работать в коллективе. К сожалению, в современной исполнительской практике этому не всегда уделяется должное внимание.
Вышеизложенные причины побудили к созданию такой образовательной программы для детского музыкального театра «Олимп», в которой формируется ценностное отношение к художественной культуре, социально-значимой деятельности, коллективному творчеству, а вектор обучения направлен на предпрофессиональную и профессиональную подготовку.
Программа ДМТ «Олимп» комплексная, так как сам по себе театр является видом синтетического искусства, включающий в себя такие направления как актерское мастерство, хореография, сценическая культура, режиссура и т.д. В программе музыкального тетра «Олимп» взаимодействует актуальная совокупность учебных дисциплин: вокал, вокальный ансамбль, хореография, сольфеджио, актерское мастерство, игра на инструменте. Каждый предмет, входящий в комплекс, имеет собственную разработанную дополнительную общеобразовательную программу, которая утверждена на художественно-педагогическом совете театра.
Новизна программы заключается в том, что дидактический аспект формирования художественной культуры учащихся средствами взаимосвязанных между собой учебных дисциплин с ведущей функцией «художественное образование и эстетическое воспитание» существенно подкрепляется практической работой на настоящей сцене, в условиях реальной ответственности за исполнительское мастерство. Сформированный в обществе имидж коллектива, как высокопрофессионального, имеет влияние на качество образовательного процесса. Результатом обучения и воспитания является не только высокий уровень исполнительской культуры, но и, в целом, художественной культуры личности.
Таким образом, цель программы: развитие художественной культуры детей средствами музыкального театра.

Задачи:

  • обучение основам профессионального мастерства;
  • развитие художественного потенциала и художественного вкуса личности;
  • духовное воспитание, формирование ценностного отношения к искусству;
  • развитие творческих способностей личности;
  • актуализация социально-значимой деятельности;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • приобщение к основам культуры народов России и мира, воспитание толерантного отношения к народам и народностям РФ.
Специфической особенностью программы является участие детей в спектаклях, постановках, программах профессиональных театрально-концертных организаций, участие в вокальных и театральных конкурсах, поэтому обучение и концертно-творческая деятельность распределяются в соотношении ≈ 5:1.
Кроме того, в основе работы всего Театра лежит методика коллективно-творческой деятельности, способствующая приобщению всех участников творческого процесса (взрослых и детей) к совместному планированию, постановке, реализации и анализу художественных постановок и концертных номеров, а также позволяющая участникам программы самостоятельно постигать и применять знания на практике.
Во время постановочных работ, в процессе работы над номером своей группы, дети с периодичностью в 20-30 минут меняют вид деятельности: то предлагают сценические идеи для номера, то наблюдают за постановкой и работой другой группы, то участвуют в постановочной работе с другими группами. Это учит детей быть внимательными и терпимыми по отношению к другим детям, даёт им возможность учиться на удачах и ошибках других, помогать друг другу в освоении предлагаемого педагогами материала, способствует воспитанию товарищеских отношений между старшими и младшими «Звёздочками». Младшие учатся у старших, старшие заботятся о младших, что формирует в театре отношения семейственности и коллективизма.

Педагогическая и дидактическая концепция программы

Основная идея программы заключается в создании на базе универсального образовательного комплекса детский музыкальный театр «Олимп» процесса, направленного на развитие художественной культуры детей 6 —16 лет, их мотивации к художественному творчеству и эстетическому познанию средствами музыкального театра.
Основной смысл дидактической концепции художественного образования участников детский музыкальный театр «Олимп» состоит в том, чтобы:
  • на теоретико-методическом уровне обосновать цели, задачи, пути и методы становления художественной культуры детей и подростков, получающих художественное образование в театре «Олимп», выявить условия реализации задач становления художественной культуры воспитанников как необходимого элемента их общей духовной культуры, с учётом тех социально-экономических изменений, которые происходят в обществе;
  • осуществить «стыковку» социально-культурных и дидактических факторов процесса дополнительного образования в целях обоснования рациональной структуры системы художественного образования детей в детском музыкальном театре «Олимп», общих тенденций развития бытующей художественной культуры в округе и районе, определяющих течение художественной жизни;
  • обосновать перспективные направления идеи комплексного влияния разных видов искусства на активное развитие личной художественной культуры детей в детском музыкальном театре «Олимп».
Таким образом, отличительными особенностями программы являются:
  • многофункциональность — широкий спектр направлений в программе;
  • управляемость — постоянное регулирование и коррекция программ;
  • инновационность — научно поисковый режим деятельности;
  • системность — высокий уровень целостности программы: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
Программа рассчитана на работу с постоянным составом учащихся в возрасте 7-18 лет. Образовательный процесс делится на 3 уровня:
  • Ознакомительный уровень (дети от 6 до 8 лет)
  • Базовый этап (дети 8-11 лет)
  • Углубленный уровень (дети 12-16 лет)
В детский музыкальный театр «Олимп» принимаются все дети, имеющие желание и интерес к занятиям при наличии справки от врача о разрешении заниматься хореографией и вокалом. Несмотря на четкие возрастные градации групп, гибкая система обучения по программам педагогов позволяет ребенку включиться в образовательный процесс на любом уровне обучения. Зачисление в группу проводится приказом директора по итогам прослушивания.
На уровень обучения дети принимается в группу, относительно возрастных особенностей и уровня подготовки.
Образовательный процесс в детском музыкальном театре «Олимп» осуществляется по группам, подгруппам, индивидуально и всем составом театра. В работе ДМТ могут принимать участие родители по согласованию с педагогом.
В группах всех уровней обучения может быть 15-20 человек.
Кроме того, возможно уменьшение количественного состава группы по объективным или субъективным причинам (например, в связи с переходом в старшую школу ребенок может перестать справляться одновременно со школьной программой и программой дополнительного образования, переезд в другой город и т.п.).
Одним из важнейших аспектов образовательной программы является участие детей в спектаклях, постановках, программах профессиональных «взрослых» театров, выступление на крупных концертных площадках и телевидении.
В репертуаре ДМТ «Олимп» (в спектаклях, постановках, творческих номерах, песнях и сценариях) используются произведения, созданные специально для детского музыкального театра «Олимп» молодыми авторами, поэтами, композиторами, режиссерами и хореографами нашей страны.
Педагоги театра руководствуются девизом «Неталантливых детей не бывает!», ведь в каждом ребенке есть художественное начало, и любой ученик может стать яркой, неповторимой личностью в жизни и на сцене; достичь высокого профессионального уровня, найти свой особый исполнительный образ, в условиях сотворчества в разновозрастном детском коллективе;

Принципы программы

Принципы обучения:

  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, направлен на развитие личности и индивидуальности учащегося;
  • принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности;
  • принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражения комплексного подхода;
  • принцип доступности обучения;
  • принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы;

Принципы воспитания:

  • принцип преемственности. Младшие стараются достичь уровня профессионализма старших товарищей. Дети из старших групп помогают младшим. Также предполагается совместное участие в концертных номерах и постановках детей старших и младших групп;
  • принцип ценностно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиция равенства;
  • принцип культуросообразности. Педагог осуществляет воспитание в соответствии с тем культурным наследием, которое сложилось в данном обществе;
  • принцип природосообразности. Педагог в процессе воспитания обязательно учитывает половозрастные особенности, наследственный фактор, физиологические и биологические особенности детей и подростков;
  • принцип сотворчества. Творческую личность можно воспитать только в творческой обстановке и при участии педагога творящего;
  • принцип гуманизма (от лат. humanus — человечный). Ребенок является главной ценностью, со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями; подпитывается не иссякающей верой педагога в доброе начало каждого ребенка, оказание помощи в осознании себя личностью, развитие уверенности в собственной значимости и положительной оценке в глазах окружающих.

Формы организации занятий

В Театре практикуются разнообразные формы занятий, в зависимости от требований предмета, возраста детей, индивидуальных и личностных особенностей:
  • игра;
  • лекция;
  • практикум;
  • коллективно—творческое дело;
  • беседа;
  • индивидуальное занятие;
  • зачёт;
  • экзамен;
  • репетиция;
  • экскурсия;
  • постановочное занятие;
  • мастер-класс;
  • итоговый концерт, публичное выступление;
  • работа в студии звукозаписи
  • коллективное посещение концертов, спектаклей и обсуждение их.
В программе используются следующие методы воспитания (классификация Г.И.Щукиной):
  • метод формирования сознания: беседа, рассказ, лекция, пример, наблюдение, видеопрезентация;
  • метод организации деятельности и формирования опыта: игра, упражнение, общественные поручения;
  • метод стимуляции и мотивации деятельности: общественное мнение, поощрение, похвала;
  • аналитический метод: самоанализ деятельности, ежедневный общий анализ.

Основные методы обучения(Классификация И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина):

  • объяснительно-иллюстративный: на примерах и практике объяснение изучаемого материала;
  • репродуктивный: формирование навыков и умений использовать и применять полученные знания;
  • проблемный: в процессе реализации программы в изучаемом материале ставятся различные проблемы и определяются способы их решения;
  • метод инструктирования: предъявление правил, которые устанавливают порядок и способ осуществления деятельности.

Условия реализации программы

Материально-технические условия:

  • Индивидуальные кабинеты для занятий
  • репетиционные залы для постановки хореографических, вокальных спектаклей, для занятий актёрским мастерством;
  • наличие концертного зала с раздевалками
  • музыкальные инструменты в каждом классе (фортепиано);
  • аудиоаппаратура в каждом классе;
  • фонограммы, костюмы;
  • DVD-проекторы;
  • реквизит;
  • игровое оборудование;
  • материалы для дидактических игр;
  • мебель по росту детей;
  • студия звукозаписи.

Кадровое обеспечение:

Для реализации образовательных программ необходимо участие педагогов по вокалу, ансамблю, хору, концертмейстеров, педагогов по хореографии, по сольфеджио, сценическому мастерству и др. При необходимости возможно привлечение на договорной основе к постановкам Театра приглашенных режиссеров, балетмейстеров, педагогов по вокалу и т. д. Также, для наиболее успешной реализации программы Детского музыкального театра «Олимп», необходимо слаженное взаимодействие всех отделов.

Предполагаемый результат программы

По итогам реализации программы, участники будут обладать развитой художественной культурой личности (обладание высоким уровнем творческих способностей; повышение уровня художественной культуры; сформированное ценностное отношение к искусству.
Обучающиеся выделят социально-значимую деятельность в контексте всей своей деятельности, разовьют умение работать индивидуально и в коллективе, а также средствами физкультурно-спортивных дисциплин дети приобщатся к здоровому образу жизни.
Обучающиеся будут знать основы профессионального мастерства и основные навыки по вокалу, хореографии, сольфеджо, актерскому мастерству, игре на инструменте.
Участники подготовятся и выступят на отчетном концерте по результатам обучения за год. Смогут применить полученные знания на практике.

Механизм оценки результатов обучения:

На протяжении всего обучения ведется диагностическая деятельность.
С помощью анкетирования родителей в начале года выявляются ожидания их детей от программы детского музыкального театра «Олимп». В середине года анкетирование показывает заинтересованность обучающихся программой Театра, дает возможность оценить качество занятий и подвести промежуточные итоги обучения. Анкетирование, проведенное в конце учебного года, позволяет подвести итоги обучения всего года.
Также, анкетирование родителей обучающихся позволяет узнать предложения и пожелания родителей к организаторам программы.
Диагностика творческих способностей детей проходит в начале обучения, затем каждый год на промежуточной аттестации обучающихся «Открытый урок» в форме зачетов, открытых уроков, экзаменов, отчетных концертов, конкурсов.
В конце обучения дети сдают выпускные экзамены и участвуют в отчетной выпускной программе театра.

Критерии результативности программы

  • ценностное отношение к художественной культуре
  • достижение обучающимися высоких творческих результатов
  • развитие мотивации к изучаемому предмету
  • усвоение детьми профессиональных навыков, умений, знаний
  • участие обучающихся в публичных спектаклях, концертных мероприятиях, в мероприятиях детского музыкального театра «Олимп»
  • количество детей, избравших музыкальное творчество в качестве будущей профессии

Результативность программы

Ежегодно участники программы детского музыкального театра «Олимп» демонстрируют уровень приобретаемых знаний, умений и навыков на городских, всероссийских и международных конкурсах.
Высокий уровень мотивации у обучающихся программы к изучаемым предметам обусловлен тем, что коллектив выступает на центральных всероссийских площадках, что требует от участников образовательного процесса постоянного повышения уровня исполнительского мастерства.
Стать учеником детского музыкального театра «Олимп» может любой желающий. Стремление и любовь к творчеству, пожалуй, главный и единственный критерий отбора для нас. Основная цель обучения в ДМТ «Олимп» — разностороннее эстетическое и личностное развитие ребёнка. Наши педагоги владеют уникальными методиками, позволяющими пробудить «спящие» творческие способности, порой не замеченные даже родителями. Главное, чтобы ребёнок научился понимать и свободно выражать себя, а при наличии таланта и сопутствии удачи всегда есть возможность для дальнейшего профессионального роста.
Помимо приобретения на занятиях необходимых навыков и знаний, каждый ребенок получает уникальную возможность сыграть роль в настоящем спектакле, созданном педагогами детского музыкального театра «Олимп»«, и выйти на профессиональную сцену.
Ученики ДМТ «Олимп» изучают комплексно сразу несколько дисциплин. В процессе обучения происходит погружение ребёнка в мир музыки, литературы и живописи, открываются возможности для выявления и развития самых разных способностей.
ДМТ «Олимп» приоритетное внимание уделяется развитию вокальных данных учащихся; постановке дыхания; обучение различным вокальным техникам; развитие гибкости и «выносливости голоса»; расширение диапазона голоса и выравнивание его регистров; приемы и средства выразительности; знакомство и освоение вокальных приемов выдающихся зарубежных исполнителей; развитие дикции, артикуляции; снятие зажимов, раскрепощение; работа над музыкальным произведением; собственная интерпретация и создание образа; работа с микрофоном; работа на сцене; пение под живой аккомпанемент и под минус; актёрское мастерство для вокалиста; возможность сценической постановки номеров и работы с хореографом; участие в отчётных концертах; участие в вокальных конкурсах.